Вторник, 21.11.2017, 09:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогика

Меню сайта
Категории раздела
Педагогика [15]
Основы педагогического мастерства
Реклама
Статистика

Основы педагогического мастерства

Педогогика » Справочные материалы по предмету педагогика » Педагогика

Педагогические конфликты и пути их решения

Соблюдение педагогического такта, умение удачно выбирать тактику поведения, устанавливать обратную связь, влиять на учеников и ставить перед ними корректные требования, к сожалению, не гарантирует того, что в процессе взаимодействия со школьниками у педагога  не будут возникать конфликтные ситуации.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях или взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми негативными эмоциональными переживаниями.

Различают конфликты: внутри личностный, межличностный и межгрупповой.

Прежде всего, следует выяснить причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности. Школьники все разные, и нуждаются - кто-то большем внимание, попечительстве, а к кому-то следует применять более жесткие требования. Поэтому педагогу важно уметь быть гибким при установлении взаимодействия с учащимися, ему не всегда удается. Еще одной причиной возникновения педагогических конфликтов является разница социальных статусов учителя и ученика. Если педагог ориентируется только на выполнение школьником своей социальной роли, не учитывает изменений в его поведении и поступках, а сам постоянно подчеркивает преимуществах собственного социального статуса, то это тоже приводит к нарушению отношений между ними.

Сложность представляет и публичный характер педагогической деятельности: то есть установление отношений происходит публично. Дети, конечно, ожидают мудрых решений от педагога. Если эти ожидания оправдываются, то это воспринимается учениками как естественное явление, если же нет - авторитет учителя падает. В процессе публичного взаимодействия педагог часто теряет способность действовать творчески, боится идти на риск, иногда ему просто не хватает времени на рассуждения. А если учесть еще и нервное напряжение в острой ситуации, то ждать мудрых решений. В общем, причинами конфликтов в педагогической деятельности могут быть:

- малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников, неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у педагога раздражение и стремление во что бы устранить "Помехи";

- свидетелями ситуации становятся другие ученики, поэтому учитель стремится во что бы сохранить свой социальный статус и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

- учитель, как правило, оценивает не отдельный поступок школьника, а его личность; такая оценка часто определяет отношение к ученикам других учителей и сверстников; - оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и недостаточной информированности о его мотивах, особенности личности, условия жизни в семье и т.п .;

- важное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными детьми;

- личные качества школьников и педагога (раздражительность, грубость)

- нестандартное поведение учеников.

В общем, потенциальные конфликтные ситуации можно разделить на следующие типа:

1) ситуации и конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

2) ситуации и конфликты поведения, то есть, поступки, которые возникают по поводу нарушения учеником правил поведения в школе (чаще на уроках) и за школой;

3) ситуации и конфликты отношений, возникающих в сфере эмоционально личностных отношений педагога и детей в сфере их общения в процессе учебной деятельности.

Учитывая специфику педагогической деятельности, выделяют типичные конфликтные ситуации в школе:

1) установление первого контакта с классом;

2) ситуации и конфликты с учениками начальных классов:

- недостаточная саморегуляция детьми своих эмоций, неуравновешенность нервной системы;

- трудности адаптации детей к школе;

- непонимание взрослыми детской психики (ребенок хочет играть с учителем, помочь ему и т.п.);

3) переход учащихся в среднюю школу (контакт с различными учителями)

4) ситуации и конфликты с подростками:

- нежелание учителя признавать изменение возрастного статуса ученика и его стремление выразить;

- "тяжелые", неуспевающие дети;

- баловство от избытка неизрасходованной энергии;

- чувствительность учеников к собственному внешнему виду и его оценок другими;

- дети из неблагополучных семей;

5) особенности конфликтов с учениками старших классов:

- стремление к личной неповторимости и оригинальности;

- отношение к ним, как к подросткам;

- оскорбление их достоинства вызывает защитную реакцию.

Конечно, самый оптимальный вариант развития педагогического взаимодействия - бесконфликтный. Но избежать противоречий между учителем и учениками невозможно: они существуют объективно и является движущей силой развития.

Исходя из того, что конфликт, как правило, сопровождается острыми отрицательными эмоциональными переживаниями, чаще всего говорят о его негативные (Деструктивные) функции. К таким, в частности, относятся: нарушение системы коммуникаций и взаимоотношений между людьми;

- снижение группового единства;

- препятствие для достижения цели;

- подрыв авторитета и лишения поддержки окружающих;

- возникновение эффекта "снежного кома" (когда каждый шаг в конфликте вызывает появление новых конфликтов)

- возникновение враждебности;

- акцентирование внимания в большей степени на достижении "победы" в конфликте, чем на решении проблемы;

- снижение эффективности выполнения задач и планов;

- появление чувства неудовлетворенности и негативного эмоционального состояния.

Но анализ только негативных функций конфликта не освещает всесторонне его сути. Поэтому в научной литературе упоминаются также положительные функции конфликтов. А именно:

- роль "выпускного клапана", что позволяет участникам конфликта освободиться от негативных эмоций;

- содействие осмыслению и обсуждению жалоб, претензий, существующих между людьми;

- выявление различных точек зрения на проблему;

- возможность проявить свои мысли, что способствует самореализации и самоутверждению людей.

Итак, конфликт характеризуется, как правило, двумя аспектами, двумя полюсами. Как будет разворачиваться конфликтная ситуация в каждом конкретном случае зависит от того, насколько учитель осознает значимость конфликта в преодолении противоречий и насколько он готов к руководству конфликтом.

При неумелом руководстве конфликт может привести к разрыву отношений, а при конструктивном решении - к позитивным изменениям в взаимоотношениях учителя и учеников. Поэтому возникает вопрос: как педагогу строить свое взаимодействие с детьми в конфликтной ситуации? Кокой эффективный способ решения педагогического конфликта?

Выделяют пять стратегий педагогического взаимодействия в конфликтах и конфликтных ситуациях.

1. Избежание конфликта. В таком случае человек старается не учитывать конфликтную ситуацию, отодвинуть связанную с ней проблему можно дальше, надеясь, что все образуется само собой. Но такое поведение не снимает противоречий, которые со временем могут обостриться.  

Избегать конфликта можно, если: проблема не очень важна; учитель понимает правильность позиции другого человека; нет достаточной информации для решения проблемы; напряженность очень большая и нужно снять негативные эмоции.

2. Конфронтация (соперничество) в конфликте. Это активный, почти агрессивное наступление, когда человек, стремясь удовлетворить собственные интересы, а не учитывает других. Такое поведение может использоваться, когда: педагог уверен, что прав и улучшит ситуацию; ограничения действий одного из учеников способствовать защите другого ученика или группы; в критической ситуации, требующей мгновенного реагирования; надо принять нестандартное решение.

3. Стратегия приспособления. В этом случае человек стремится взаимодействовать с другим человеком, не отстаивая своих интересов. Полезная, когда  учителя не слишком волнует результат; он стремится сохранить хорошие отношения с другим человеком; уверен, что другой человек имеет большую прав, или что для него очень важен соответствующий результат.

4. Компромисс. Это склонность не обращать конфликтную ситуацию и частично поступаться своими интересами в конфликте. Такая стратегия эффективная, если педагог стремится быстрее решить проблему; другие подходы к проблеме оказались неэффективными; нужно сохранить отношения.

5. Сотрудничество. Это поиск взаимовыгодных результатов и путей их достижения. Учителю нужно не только самому стремиться к взаимодействию, но и учить этому учащихся, создавать условия для преодоления их неумение или нежелание взаимодействовать. Данная стратегия используется, когда: решение проблемы является делом очень важным для обеих сторон; необходимость установить длительные хорошие отношения; педагог имеет достаточно времени для решения проблемы; обе стороны стремятся достичь наилучшего результата; лица имеют одинаковые власть, силы и возможности, и поэтому могут вместе искать пути решения проблемы.

Таким образом, любой вариант эффективен только в соответствующих ситуациях, поэтому учитель должен учитывать конкретные обстоятельства во время выбора стратегии педагогического взаимодействия. Решение конфликта, выбор способа решения проблемы, необходимо начинать с внимательного анализа ситуации - выявить обстоятельства и причины, которые привели к обострению отношений, продумать свое поведение и действия школьника. Это поможет учителю не только найти варианты решения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликтов. Анализируя ситуацию, основное внимание должно уделяться не поступка, а личности ученика, поиска путей налаживания взаимоотношений с ним.

Оптимальный вариант решения конфликта, который нуждается в настоящем педагогическом мастерстве - это его предупреждение, предотвращение, нестандартное решение педагогической ситуации. Первым шагом здесь может быть снятие психического напряжения. Способов много: просьбы и извинения, демонстрация симпатии, шутка, отвлечение, переключение на другие объекты или виды деятельности. При обсуждении проблемы следует помнить о правилах активного слушания, пытаться понять другую сторону, дать ей почувствовать, что ее мысли и чувства воспринимаются как настоящие, серьезные.

В отдельных случаях для разрешения конфликта используется посредник - третья, независимая личность. В школе это чаще директор или завуч. Но, к сожалению, административное влияние зачастую не снимает противоречий, поэтому конфликт не решается. Используя положительную роль конфликта в формировании личности, педагог может при необходимости специально создавать конфликты. Создание конфликта - это не искусственное привнесение противоречий, а стимулирование развития уже существующих противоречий до критического состояния.

Принимая решение о создании конфликта, необходимо учитывать ряд условий: наличие противоречия, уверенность учителя, он будет иметь поддержку со стороны учеников, высказывания противоположных мнений обеих сторон, владение педагогом технологии разрешения конфликта, удачный выбор момента для создания и разрешения конфликта.

Важно помнить о том, что, несмотря на возраст, и богатый жизненный опыт педагога, он несет большую ответственность за решение конфликта.

Кроме этого, поведение учителя в конфликтной ситуации тоже имеет воспитательное воздействие на школьников, поскольку педагог всегда является образцом для детей.

Профессиональная позиция обязывает учителя взять на себя инициативу в решении конфликта и суметь на первое место поставить интересы учащейся личности.

Категория: Педагогика | Добавил: zdorove (10.11.2017) | Автор: pedagogika.ucoz.org
Просмотров: 7 | Теги: педагогические конфликты, решение педагогических конфликтов
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Реклама
Предупреждение
Использование каких-либо материалов сайта - Только при установки рядом с материалом активной и открытой к индексации ссылка на http://pedagogika.ucoz.org -обязательна.
Полезен - сохрани
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
uCoz