Среда, 18.07.2018, 03:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогика

Меню сайта
Реклама
Статистика

Педагогическое мастерство и его элементы

Есть несколько подходов к определению педагогического мастерства. По мнению Н. В. Кузьминой и Н. В. Кухарева, – это «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что за отведенное время педагог достигает оптимальных результатов». А. И. Щербаков понимает педагогическое мастерство как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога. 


Ш. А. Амонашвили не дает четкой дефиниции педагогического мастерства, но называет ее основные черты: «Быть мастером педагогического дела – это значит иметь исходную позицию...которая является личностно-гуманной;...это яркая личность, мудрый, отзывчивый, доброжелательный и принципиальный человек;...это первоисследователь теоретических рекомендаций, который может убедительно доказать или опровергнуть....Его творчество может обогатить педагогическую науку и практику новыми выводами, дать начало новым идеям и подходам». 


В Европе под педагогическим мастерством понимается практическое развертывание и воплощение учителем в профессиональную деятельность совокупности интеллектуальных, психологических и духовных качеств. Мастерство учителя приравнивается к мастерству рабочего или ремесленника, мастера или художника. 


Взгляд на учителя как на человека-функционера педагогической индустрии наиболее распространен в США, а в Европе – преимущественно в Англии: учитель – исполнитель определенного социального заказа в сфере «педагогического производства», то есть он действует в соответствии с нормативными документами и общепринятыми технологиями. 


Учитель-ремесленник действует на основе личностного подхода к преподаванию, акцентируя внимание на индивидуальном подходе к ученикам, а нормативные документы есть только общим фоном его профессиональной деятельности. 


У учителя-мастера преобладает творческий подход в учебном процессе. «Деятельность учителя больше напоминает импровизацию при обстоятельствах, которые постоянно меняются, чем соблюдение педагогических правил и алгоритмов. Иначе говоря, мы имеем дело скорее с мастером, чем с инженером». 


Взгляд на учителя как на художника достаточно распространен в мире: его деятельность считается настолько сложным, что вообще не может систематизироваться. Во время занятий он получает огромное количество информации, на которую мгновенно реагирует. Поэтому учительская деятельность является искусством, что требует интуитивного ощущения, творчества, импровизации. Эти качества способны проявиться только при условии определенного отступления от формальных правил и алгоритмов педагогического поведения. 


Итак, в Европе неприемлем взгляд на учителя как на «манипулируемого манипулятора», а наоборот – за основу берется его творческая личность. Однако проявления такого творчества не должны противоречить общепризнанным принципам демократического общежития – гуманизма, демократизма, уважения к правам человека. Общественная роль и статус учителя определяются так: «Из статуса учителя может вытекать ряд его ролевых функций: транслятор знаний, воспитатель, посредник, фасилитатор групповой деятельности, дружеский советчик, информатор, защитник норм, актер, полицейский... Предоставления преимущества какой-то из них предопределяется институционально и одновременно культурологически, соотнесение с определенными культурными моделями личностных и профессиональных установок учителя в значительной степени определяет выбор, интерпретацию и личное отношение к роли учителя».


В отечественной педагогической науке наиболее глубоко эту проблему разработали ученые кафедры педагогического мастерства Полтавского педагогического института им. В. Г. Короленко («Основы педагогического мастерства», «Педагогическое мастерство»).

Снаружи мастерство педагога – это решение различных педагогических задач, успешная организация учебно-воспитательного процесса и получения соответствующих результатов, но ее сущность заключается в определенных профессиональных и личностных качествах, которые порождают эту деятельность и обеспечивают ее эффективность. «...Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и тому подобное». 


По мнению И. П. Пидласого, к личностным качествам педагога относятся «...человечность, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, доброта, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, скромность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие». 


Авторы учебника «Педагогическое мастерство» рассматривают ее «как высший уровень педагогической деятельности (если характеризуются качественные показатели результата, как проявление творческой активности личности педагога (если характеризуется психологический механизм успешной деятельности)... Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности на рефлексивной основе».

Вход на сайт

Реклама
Предупреждение
Использование каких-либо материалов сайта - Только при установки рядом с материалом активной и открытой к индексации ссылка на http://pedagogika.ucoz.org -обязательна.
Полезен - сохрани
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018
uCoz