Семинарские занятия во многом подобное беседы. Однако проблемы теоретического и практического характера обсуждаются более основательно, всесторонне и глубоко. Это коллективный научный поиск определенной учебной проблемы и путей ее эффективного решения. Участники занятия анализируют проблему, выявляют причинно-следственные связи, выдвигают пути ее оптимального решения, отвечают на вопросы и дискутируют. 

Условно можно сказать, что семинар – это творческое сочетание положительных свойств беседы и дискуссии, но на более высоком методическом, научном и теоретическом уровне, что предполагает соответствующую подготовленность субъектов умения. Проводится, как правило, со студентами, которые имеют соответствующую подготовку и опыт самостоятельного изучения сложных научных и практических проблем. 

Для обеспечения действенности семинара рекомендуется придерживаться вышеизложенных рекомендаций и пожеланий относительно проведения беседы и дискуссии. 

Эффективность семинара зависит от предварительной работы педагога (организационно-технический, теоретический и методический направления которой наиболее оптимальные) и учащихся, их активного и творческого взаимодействия.

Подготовка педагога к семинару включает: 

– составление плана семинара с определением основной и дополнительной литературы; 

– проработка методических указаний для учащихся; 

– анализ дидактических, воспитательных и методических итогов предыдущих семинаров и работу над их совершенствованием; 

– подготовку методически обоснованного рабочего плана семинара; 

– изучение уровня осведомленности учащихся с проблемами семинара и определение содержания их самостоятельной работы; 

– организацию индивидуальных и коллективных консультаций с учащимися; 

– оказание помощи учащимся в самостоятельной работе с литературой; 

– подготовку выставки литературы, наглядных пособий и других средств обеспечения семинара; 

– инструктаж докладчиков и помощь им в написании докладов; 

– подготовку места проведения семинара и тому подобное.

Готовясь к семинару, учащиеся должны: 

– ознакомиться с планом семинара, основной и дополнительной литературой; 

– разработать проблемы, которые требуют дополнительного изучения; 

– определить план подготовки к семинару; 

– получить консультации у руководителя семинара; 

– записать основные положения, касающиеся решения учебной проблемы; 

– подготовить рефераты, доклады и тому подобное.

Слабая или недостаточная подготовка любой стороны не способствует достижению учебной и воспитательной цели и вообще может повлечь за собой неуспех всего занятия. Педагогу необходимо обратить особое внимание на этот аспект. Можно сказать: какой была подготовка к семинару – таким будет результат.

Хорошо подготовленный и проведенный семинар выполняет свои основные функции – познавательную и воспитательную. Он также имеет вспомогательную функцию – контрольную, которая дает возможность оценить уровень овладения учащимися программного материала, внести в дидактический процесс определенные коррективы.

Итак, семинар – это основной вид занятий для углубления и закрепления знаний, формирование убеждений и развития личности ученика.

Основные требования к семинару: 

• продуманность содержания темы, ее проблем и методики обсуждения; 

• определение целей, дидактических и воспитательных задач занятия; 

• проблемная постановка вопросов; 

• внимание к стержневых вопросов и логики их раскрытия; 

• постоянное управление ходом семинара, создание атмосферы непринужденности, полемичности и творческой активности; 

• стимулирование дискуссии; 

• обеспечение всестороннего рассмотрения и анализа учебных проблем, объективная оценка выступлений и ответов, своевременная их корректировка; 

• ориентация учащихся на дальнейшую самостоятельную работу над учебным материалом и тому подобное.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....