В зарубежной педагогике, особенно в Западной Европе, США, Японии, выдвинут ряд концепций обучения, которые существенно отличаются от вышеприведенных. их можно распределить на две большие группы. К первой относят технократические концепции, в основе которых лежит принцип модификации поведения человека в требуемом направлении. Один из основателей этой концепции – Б. Скиннер – ориентируется на бихевиоризм, где личность понимается по формуле «стимул – реакция». Сторонники этой концепции пытаются воспитывать личность на рациональной научной основе и, соответственно, технологизировать формирование знаний, навыков и умений.

Технократической педагогике (императивной и «жесткой») противостоит другая группа, имеющая либерально-гуманистическую направленность. Самая популярная среди них – гуманистическая педагогика, которую обосновали в 50-60-х годах американский психолог Альбрахам Маслоу (1908-1970), а также А. Комбс, Есть. Колли, К. Роджерс. Она базируется на гуманистической психологии, основными понятиями которой являются «само-актуализация личности», «личностный рост», «развивающая помощь». Самое важное здесь – внимание к личности, организация учения как заинтересованной самостоятельной деятельности ученика. 

Одним из лидеров гуманистического направления Карлом Роджерсом (1902-1987) было выдвинуто кардинальный принцип организации образования – бережное отношение к личностному «Я» каждого ученика. Только понимание и принятие педагогом ученика таким, каким он есть, без авторитарного давления с целью кардинально его изменить, делает процесс формирования «Я» личности результативным. Происходит сближение «Я» реального и «Я» идеального – то есть такого, каким хотел бы стать ученик, учитывая господствующие социальные ценности и нормы. Свои педагогические взгляды он изложил в книге «Свобода учиться: чем может стать образование» (1969). Его идеи сейчас имеют многих сторонников среди педагогов. «Педагогика ненасилия предполагает гуманистический подход к воспитанию и... Это означает признание личности развивающегося высшей социальной и педагогической ценностью, уважение к самобытности и уникальности каждого ребенка, создание условий для целенаправленного развития и саморазвития воспитанника как субъекта деятельности, как личности и творческой индивидуальности».

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....