Отрасль педагогики, включает теорию обучения, называется дидактикой (от греч. didacticos – поучительный). Современная дидактика – самый устоявшийся раздел в педагогике; она выделилась в самостоятельную научную отрасль из системы философских знаний в начале XVII века благодаря английскому философу Франсісу Бекона (1561-1626). Безусловно, дидактика менялась и меняется; шагая в ногу со временем, впитывает в себя мировые научные достижения.

Однако структура ее остается классической.

Считается, что термин дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), который так назвал научную дисциплину, которая исследует теоретические основы обучения.

Основателем дидактики был Я. А. Коменский. Как педагог-практик он вошел в историю благодаря своим предложениям по организации школьного обучения, разработкой оригинальных учебных пособий. 

Его фундаментальный труд «Великая дидактика или та, содержащая универсальную теорию учить всех всему» и до сих пор имеет большое научно-педагогическое значение. Еще в XVII веке Я. А. Коменский обосновал принцип естественности образования, классно-урочную систему: деление учащихся одного возраста на классы, а учебного времени – на учебные годы, четверти с каникулами между ними, ежедневные занятия – на 45-минутные уроки и 10-20-минутные перерывы. Ему также принадлежат концепции предметной системы преподавания с определенными программами экзаменов в конце года, а также профессионализма учителей (к тому времени их подготовка ограничивалась знанием предмета, они не разбирались в методике преподавания). 

Из других книг наибольшую популярность приобрели еще два: «открытая дверь языков и всех наук», где впервые сочеталось освоения латинского языка с изучением окружающей среды, и «Мир чувственных вещей в картинках», которая, по сути, была иллюстрированной детской энциклопедией первичных знаний. Эта книга была переведена на многие языки, в том числе и на русском, и более 150 лет она была лучшим учебником для начального обучения.

Всемирно прославленным учителем был Г. С Сковорода, о котором сказано: под чубом и в украинской свитке содержатся свой Пифагор, Лейбниц и Ориген. Введенное им понятие «работы», то есть труда по призванию как средства самореализации личности, является, по сути, созвучным с современными дидактическими концепциями. Успех, по его мнению, зависит не от масштаба роли, а от ее соответствия внутренним способностям исполнителя. «Натура – это единственный и настоящий учитель. Не мешай ей, а только расчищай дорожку. Учитель – то есть служитель натуры. Учить и учиться нужно... к этому благосклонна человек: это дает сердешный покой и удовлетворение собой, своим положением, своим полом». 

Концепция «работы» опирается также на принцип «равного неравенства», о котором Г. Сковорода говорит: «...Только глупцы равное равенство в мир ввесть всуе покушаются». Через индивидуально неповторимый связь с Богом человек отличается от других по своей внутренней природой. Идея равенства имеет смысл с точки зрения создания достаточных предпосылок каждому реализовать свой поезд до сродного жизни. 

На рубеже XVIII-XIX веков, когда светская школа уже имела приоритет над конфессиональной, в дидактике сложилась теория формального, а впоследствии – материального воспитания и образования.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....