Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Коллектив – мощный рычаг воспитания, ведущие черты личности формируются только в коллективе в процессе общения и активной совместной деятельности. О влиянии социального окружения на личность говорит народная мудрость: «С кем поведешься, от того и наберешься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Воспитательная сила коллектива заключается в том, что, будучи объектом воспитательных влияний субъектов воспитания, он одновременно выполняет функции субъекта воспитания в отношении своих членов.

Любой коллектив – это место для самовыражения и самоутверждения личности. Основными характеристиками коллектива, который эффективно осуществляет воспитательные функции, является здоровый морально-психологический климат, сплоченность, творческая активность, постоянная нацеленность на успех, высокая требовательность, творческое сотрудничество, потенциальная эффективность деятельности. 

Воспитательная сила коллектива заключается, в первую очередь, в том, что он объединяет всех своих членов совместной деятельностью, формирует в них лучшие черты характера, необходимые для целенаправленной и эффективной совместной деятельности, раскрывает общественную значимость и необходимость этой деятельности. 

Значительное воспитательное воздействие на членов коллектива имеют такие социально-психологические проявления, как коллективное настроение, общественное мнение и коллективные традиции. 

Опыт удачного привлечения коллектива к воспитанию своих членов представлен А. С. Макаренко, который обосновал методику воспитания в коллективе и через коллектив. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива: гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельных действий; обосновал динамику развития коллектива. 

По мнению В. А. Сухомлинского, коллектив – это «сложная духовная общность людей, стоящих на разных ступенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетического развития». 

Особое внимание педагог обращал на гуманизм взаимоотношений человека и коллектива. На его взгляд, – это диалектическое единство двух взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон, единство, постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, забота и ответственность человека за человека и за коллектив: «Ответственность человека за человека для жизни коллектива – это то же самое, что цементный раствор для строительства здания из кирпича: нет раствора – не строится здание, нет ответственности человека за человека – нет и коллектива». С другой стороны – ответственность и забота всего коллектива «...о ровеснике, о младшем товарище, о старом и немощного, о человеке, который нуждается в повседневной помощи».

Итак, коллектив как разновидность малой социальной группы, в отношении своих членов выполняет определенные функции, в том числе и воспитательные. Основные воспитательные функции коллектива – мировоззренческая, адаптационная, исправительная, общественно-хозяйственная, культурная.

Основные требования этого принципа: 

– выдвижение перед коллективом четких перспектив, постановка конкретных содержательных задач и привлечения его членов к их качественному выполнению: перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, подчеркивал А. С. Макаренко, не перед отдельным классом, а обязательно перед целой школой; 

– умелое управление развитием коллектива, своевременное решение проблем, которые могут возникать в процессе его развития: «Воспитывать коллектив, создавать его внутренние интеллектуальные, моральные, эмоциональные силы – гармоническое единство воспитательных воздействий на личность – это значит прежде всего воспитывать ум, моральные чувства, эстетические взгляды и предпочтения каждой личности – каждого человека»; 

– обеспечение гармонии взаимоотношений между личностью и коллективом: «Коллектив как воспитательная сила есть тогда, когда есть гармония духовной жизни личности. Это чрезвычайно тонкая и многогранная вещь – гармония личности... Оттачивания, шлифовки граней каждой личности – это первая и самая главная забота о гармонии в духовной жизни коллектива»; 

– создание актива среди воспитанников; 

– всяческая поддержка и поощрение, с одной стороны, разумной инициативы коллектива и ее закрепление как традиции, с другой – «не следует делать коллектив инструментом дисциплинарного воздействия на его членов. Чем меньше коллектив занимается рассмотрением многих конфликтов, тем большей силой он обладает»; 

– тесная связь коллектива с жизнью школы и государства; 

– умение осторожно затрагивать и одновременно не вмешиваться в хрупкую и нежную сферу отношений между воспитанниками в коллективе и тому подобное.

Итак, коллектив был, есть и будет важным инструментом реализации воспитательных задач в обществе, потому что жизнь каждого проходит в социальной среде, то есть в коллективе. Социальное окружение имело, имеет и будет иметь решающее влияние на процесс социализации личности воспитанника и на ее самоактуализацию.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....