Дискуссия – действенный метод обсуждения изучаемого вопроса. Она предполагает коллективное обсуждение какой-либо спорной проблемы, во время которого познается истина.

«Сущность дискуссии, – по мнению Ч. Куписевича, – заключается в обмене мнениями на определенную тему между учителями и учащимися или только между учащимися». Эти мысли могут быть как собственными, так и опираться на мнения других людей. Эффективную дискуссию характеризует разнообразие мнений, желание отыскать наиболее приемлемый вариант решения дидактической проблемы и активное участие в ней собеседников. По сравнению с лекцией и беседой она создает более благоприятные условия для активизации учащихся и воздействия на их психику, в частности на творческое воображение. Дискуссия требует от учащихся не простого ответа на вопрос, а наоборот – обоснованного, эмоционально окрашенного и содержательного варианта решения дидактической проблемы, ясного и четкого выражения своих мыслей. Она вызывает сильные эмоциональные чувства у участников, способствует возникновению различных групповых социально-психологических явлений, формирует навыки коллективной работы и умение выслушать позиции других учеников. 
Различные виды учебной дискуссии можно применять во время дидактической работы с различными категориями учащихся.

В. Оконь предлагает три вида дискуссии: 

– «беглая» (возникает стихийно во время рассмотрения и обсуждения сложных вопросов, которые интересуют большинство учащихся); 

– дискуссия, направленная на формирование убеждений; 

– настоящая учебная дискуссия (специально организуется для рассмотрения важной дидактической проблемы).

Также существуют другие виды дискуссии. Можно выделить наблюдательный дискуссию (участие в ней принимает определенная часть учащихся, а остальные – только наблюдатели), многократную дискуссию (учащиеся сначала изучают и рассматривают проблему в малых группах, а затем дискутируют всем классом), лимитированную дискуссию (в группах из 5-7 человек в течение 5-10 минут обсуждаются определенные дидактические проблемы), конференц дискуссию (требует всесторонней подготовленности каждого участника и поэтому происходит, как правило, только в учебных коллективах с соответствующей умственной подготовкой, например в институтах, где учебные проблемы обсуждаются в секциях, а только затем на пленарном заседании). 

Некоторые виды дискуссии стали самостоятельными методами обучения. Это, например, круглый стол, «мозговая атака» и тому подобное. 

Учебные дискуссии могут вызвать интерес к предмету только при условии умелой их организации. Предварительная подготовка педагога заключается в определении дидактической проблемы (а отсюда и темы дискуссии), ее разделения на вопросы для обсуждения. Подготовка учащихся включает ознакомление с разнообразной литературой на тему дискуссии.

Методика проведения дискуссии состоит из трех этапов: на первом – происходит заинтересованность учеников проблемой дискуссии, на втором – дискуссия собственно дидактических проблем, на третьем – суммирование и формулировка выводов.

Главную роль в обеспечении эффективности дискуссии играют правила ее ведения. Творческая инициатива педагога и активное участие учащихся имеют решающее значение. Дидактически-воспитательной цели дискуссии будет достигнут только при условии соблюдения всеми ее участниками следующих правил:

точное определение учебной проблемы, подлежащей обсуждению;

подробное представление о методы, приемы и способы ее решения;

четкое определение содержания понятий, терминов и категорий, которые будут использовать участники дискуссии;

обязательное обоснование собственной позиции;

возможность открытого высказывания своих мнений и уважительное отношение к оппонентам и их взглядам.

Педагог должен постепенно учить учащихся умению обоснованно дискутировать, приводить весомые аргументы в защиту своей позиции, рассуждать принципиально, искренне, непринужденно, уважать оппонента и его взгляды. 

Изложенные выше рекомендации следуют из такта в дискуссии, то есть с умения педагога управлять ее течением и своевременно вносить соответствующие коррективы, в соответствии с содержанием дискуссии и ее характера. Например, нельзя ожидать позитивных изменений в мышлении, эмоционально-волевой сфере и поведении ее участников, когда педагог компрометирует учеников или насмехается с тех, кто занимает ложные позиции. В связи с этим даже ошибочные ответы необходимо трактовать с уважением и приязнью, не допуская насмешек и шуток со стороны других участников. Во время дискуссии должна царить атмосфера творчества, искренности, непринужденности, принципиальности и доброжелательности. 

Итак, дискуссия является действенной тогда, когда стимулирует познавательный интерес ее участников, обогащает их знания и умения, формирует творческие умственные навыки и умения, способствует их совершенствованию, учит уважать оппонента, отстаивать свои аргументы и уважать других. 

Учитывая специфику и методические особенности дискуссии, отдельные ее элементы рекомендуется применить уже в средних, а в полном объеме – в старших классах.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....