Принцип опоры на положительные качества в коллективе и личности воспитанника требует сосредоточения основного внимания воспитателей на положительных качествах воспитанника, их укреплении и развитии с целью творческого совершенствования. Для этого у воспитанников необходимо формировать веру в собственные силы и способности, развивать активность, инициативу и самостоятельность. Главными приемами и способами здесь являются не принуждение и угрозы, а убеждение, пример, которые опираются на положительную мотивацию профессиональной деятельности и достижения успехов в будущем. Так же надо работать и с производственным коллективом, который, кроме самосовершенствования, имеет прочный воспитательное воздействие на своих членов.

Принцип сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности заключается в том, что воспитатель, учитывая индивидуально-психические особенности воспитанников, может и должен применять разнообразные методы и формы воспитательных воздействий, как во время плановых воспитательных мероприятий, так и непланованих. «Воспитатель должен стремиться узнать человека таким, – писал К. Д. Ушинский, – какой она есть, со всеми его слабостями и во всем ее величии, со всеми его будничными нуждами и со всеми его великими духовными требованиями... Тогда только будет он в состоянии черпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, – а средства эти громадны». 

Ребенок формирует себя изнутри, отмечал С. Френе, и этот процесс строго индивидуальный.

Основные положения этого принципа: 

– организация коллективной деятельности с учетом особенностей психологии коллектива и психики личности в соответствии с требованиями психологической и педагогической наук, инструкций, особенностей и содержания конкретной деятельности; 

– дифференциация содержательного компонента воспитательного процесса, учитывая как коллективные, так и индивидуальные потребности воспитанников; 

– всестороннее изучение и знание индивидуально-психических особенностей воспитанников и их учета при организации и проведении коллективной и индивидуальной воспитательной работы; 

– оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм и методов воспитательной работы в коллективе; 

– широкое привлечение воспитанников к самовоспитанию; 

– предоставление преимущества таким методам воспитания, которые опираются на педагогику сотрудничества; 

– знание разнообразных проявлений социально-психологических явлений в коллективе во время осуществления учебно-воспитательного процесса и умелое управление ими в воспитательных целях; 

– педагогический анализ результатов воспитания с последующей корректировкой и тому подобное.

Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий, усилий и действий школы, семьи и общественности. Единство воспитательной деятельности достигается общим целенаправленным подходом всех категорий воспитателей к решению воспитательных задач. Осуществление воспитательного воздействия благодаря единым подходам к целям и задачам воспитания, единым принципам и методам педагогического воздействия, единым требованиям и критериям оценки состояния дел в коллективе – в этом состоит суть единства в воспитании. Все это, безусловно, не ограничивает творческой инициативы воспитателей в выборе оптимальных приемов и способов воспитательного воздействия, их неповторимости и уникальности. 

Как свидетельствует опыт, усилия воспитателей не будут эффективными, когда они не скоординированы. Поэтому их надо согласовать как по содержанию, так и по времени, месту, методами и формами воспитательных воздействий с учетом индивидуально-психических особенностей воспитанников, их предыдущего жизненного опыта, мотивации к профессиональной деятельности, специфики деятельности конкретного коллектива. 

И. Кант говорил, что воспитание является искусством, которое должно совершенствоваться на протяжении многих поколений, и поэтому каждое поколение, вооруженное знаниями предыдущего, может больше и больше заниматься воспитанием, которое пропорционально и целесообразно развивает природные способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....