Учебный процесс имеет свои законы и закономерности, которые определяют порядок достижения целей и задач обучения, способствуют эффективному управлению учебной деятельностью, предоставляют возможность предсказать результаты учебно-воспитательной работы, научно обосновать и оптимизировать содержание, методы и формы обучения учащихся на современном этапе формирования национальной системы образования. 

Любой закон имеет и объяснительную и прогностическую функции. Дидактические законы дают возможность выяснить сущность учебного процесса, отражают его объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи. 

Первые попытки сформулировать законы находим в античных ученых Платона, Аристотеля, Квинтилиана, которые обобщали практику обучения в виде свода рекомендаций. Я. А. Коменский пытался представить педагогику как систему правил, практических руководств к действию. В «Великой дидактике» он сгруппировал их по тематическому признаку: «Основные правила легкости обучения и учения», «Основные правила естественного учения и обучения», «Девять правил искусства обучать наукам». А. Дистервег увеличил количество правил до 33 и сгруппировал их в отношении учителя, предмета преподавания и ученика. 

Й. Песталоцци сформулировал законы умственного развития ребенка – от смутного созерцания к ясным представление, а от них к ясным понятиям. Он также считал, что «каждый предмет действует на наши чувства в зависимости от степени его физической близости или отдаленности». Многочисленные правила и указания К. Д. Ушинского можно назвать основными закономерностями дидактики, например: «Чем больше фактических знаний приобрел рассудок и лучше их переработал, тем он более развит и силен».

В работах Дж. Дьюи, Е. Торндайка также есть попытки сформулировать законы, которые дали толчок мировом дидактическому развитию, например, пять основных законов Торндайка: 

1) закон взаимосвязанности – если два психических акты развиваются во взаимосвязи, то повторение одного из них приводит к появлению или закреплению другое; 

2) закон тренировки – чем выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция и дольше сохраняется в памяти; 

3) закон интенсивности – чем интенсивнее тренировка ответа, тем лучше он усваивается и дольше сохраняется в памяти; 

4) закон ассимиляции – каждый новый стимул имеет способность вызывать реакцию, которая в прошлом была связана с этим же стимулом; 

5) закон результативности – реакция, сопровождающаяся приятными последствиями, закрепляется, а той, что имеет неприятные последствия, избегают или пытаются заглушить.

В отечественной дидактике действуют такие законы: 

закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения выявляет объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование основных компонентов учебного процесса; 

закон воспитательного обучения раскрывает соотношение овладения знаний, навыков, умений и всестороннего развития личности ученика, то есть предполагает наличие значительного воспитательного воздействия любого учебного мероприятия, и наоборот – предоставление процессу освоения знаний, навыков и умений воспитательного окраски; 

закон обусловленности обучения характером деятельности учащихся выясняет соотношение между педагогическим управлением и развитием личной активности учащихся как субъектов учения, между способами организации дидактического процесса и его результатами, то есть собственно характер учебно-познавательной деятельности учащихся должна формировать содержание обучения и определять основные направления их профессионального становления и совершенствования; 

закон целостности и единства дидактического процесса выявляет соотношение части и целого в дидактическом процессе, необходимость гармонического единства всех его компонентов; 

закон единства и взаимосвязи теории и практики обучения раскрывает соотношения между содержанием и методами обучения и будущей деятельностью учащихся, зависимостью дидактики от современной практики. В связи с этим большинство занятий должны быть фундаментально и профессионально направленными и осуществляться с помощью практических методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Следовательно, законы дидактики – это ее объективные, внутренние, существенные и относительно устойчивые связи, которые проявляются во время организации и проведения учебного процесса. Они отражают сущность последнего.

Поэтому знание этих законов помогает педагогам обоснованно определять содержание обучения, правильно намечать пути и средства учебной деятельности, инновационно и творчески организовывать и проводить учебные занятия, эффективно решать дидактические задачи и в целом оптимизировать педагогический процесс.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....