Целенаправленность – важнейшая характеристика педагогического процесса, основной задачей которого является воспитание личности человека. Объект воспитания в национальной системе образования – личность украинского гражданина, развивать и формировать которую можно лишь целенаправленными учебно-воспитательными воздействиями. Целеустремленность воспитания означает обоснованную последовательность целей воспитания, постоянная корректировка воспитательных действий. Цель определяет не только характер отдельных воспитательных воздействий, но и направленность и специфику функционирования как всего воспитательного процесса, так и каждого его компонента. Основной целью воспитания в нашем обществе подчиняются содержание, организация, методы, формы и результат воспитания. Поэтому проблема цели воспитания в педагогике является фундаментальной.

В «Словаре украинского языка» цель определяется как то, «к чему стремятся, чего пытаются достичь; цель». Цель – это образ определенного предполагаемого результата, на достижение которого направлены или будут направлены действия. Атрибутом любой цели есть определенное побуждение, волевое отношение воспитанника к ожидаемому результату, его желание, стремление реализовать цель. Конечная цель – это самоцель всей деятельности воспитанника, она ее насквозь пронизывает и сводит все другие цели к роли вспомогательных средств.

Цель воспитания – это заранее определенные результаты формирования, развития и постоянного самосовершенствования личности, которых стремятся достичь в процессе воспитания. 


К. Д. Ушинский подчеркивал важность определения цели и задач воспитания: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить на ваш вопрос о том, что он будет строить, – храм, посвященный богу истины, любви и правды, просто ли дом.., отель.., кухня.., кузницу.., музей... или, наконец, сарай для складывания туда всякого, никому не нужного хлама? То же самое вы должны сказать о воспитателе, который не сможет четко определить вам цель своей воспитательной деятельности... Вот почему, вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые, а потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какой цели он будет добиваться в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа». 


«Я под целями воспитания, – подчеркивал А. С. Макаренко, – понимаю программу человеческой личности, проблему человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и прочь всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой должны стремиться».

Основным признаком цели воспитания является ее объективность, которая определяет способ и характер деятельности воспитателя и воспитанника. В истории известны различные цели воспитания диктовались объективными причинами.

Безусловно, определяющими являются идеология и политика государства. Нет ни одного государства, которое бы цели воспитания не направляла на укрепление государственного устройства и общественных отношений. Так, за период первобытнообщинного строя целью воспитания было вооружение воспитанников знаниями, навыками и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. В рабовладельческом обществе детей рабовладельцев готовили к роли властителей, которые наслаждаются жизнью, а детей рабов к выполнению приказов обладателей, физического труда, покорности. При феодализме у детей феодалов воспитывали «рыцарские добродетели», а детей крестьян в «школе» под открытым небом готовили к работе на своего хозяина. Следовательно, уровень развития производительных сил и производственных отношений, присущий каждой социально-экономической формации, являются основным фактором, который определяет цели и характер воспитания в обществе. Поэтому история педагогики – это ряд зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и процесс их реализации в конкретных педагогических системах. 


Кроме этого, следует учитывать закономерности физиологического и психического развития человека, ведущие идеи философской мысли о сущности человеческой природы и предназначения, достижения педагогической науки, уровень общественной и материальной культуры, методы исследования.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....