Каждый урок должен способствовать эффективной реализации основных функций дидактического процесса – образовательной, развивающей, воспитательной и самосовершенствования. В контексте современных концепций обучения на первый план, вместо образовательной, выходит воспитательная функция дидактического процесса – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Это требует, безусловно, изменения парадигмы урока с целью формирования духовного мира учащегося, помощи в его самоактуализации и самореализации, признании права быть субъектом учебного процесса и формирования субъект-субъектных взаимоотношений на каждом уроке. Такая парадигма должна быть гуманной и личностно направленной. Соответственно, основательно меняется содержание этих функций и требования к уроку. Воспитательные требования к уроку: 

– формирование и развитие у учащихся национального сознания, самосознания и ментальности, ведущих черт гражданина своего государства; 

– формирование у учащихся высокой духовности, основу которой должны составлять общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, широкая моральная, правовая, экологическая, политическая, художественно-эстетическая и физическая культура; 

– формирование и развитие у учащихся активной жизненной наставления, помощь в самоактуализации и самореализации в учебном процессе и будущей профессиональной деятельности; 

– умелое сочетание дидактических, развивающих и воспитательных задач каждого урока и их творческое направление на формирование и развитие всесторонне и гармонично развитой личности; 

– формирование и развитие мотивации постоянного самосовершенствования и содержательной профессиональной деятельности путем реализации потенциальных интеллектуальных, физических и других возможностей; 

– подчинение воспитательной цели каждого урока общей цели воспитания и тому подобное.

Развивающие требования к уроку: 

– направленность каждого урока на максимальное развитие духовных, интеллектуальных, физических и творческих способностей каждого ученика, его ведущих психических черт; 

– направленность каждого урока на «зону ближайшего развития» ученика и ее творческое проектирование и реализация; 

– проведение занятий с учетом индивидуально-психических особенностей каждого ученика и активная помощь в его самосовершенствовании и тому подобное.

Дидактические требования к уроку: 

– четкое определение образовательных задач каждого урока и их творческое сочетание с общей целью изучение конкретного предмета и формирования личности ученика в учебно-воспитательном процессе; 

– оптимальное определение содержательного компонента каждого урока с учетом личностной направленности учебно-воспитательного процесса; 

– широкое использование методов, приемов и способов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и их творческого развития; 

– творческий подход к обоснованию методики проведения каждого урока; 

– опора на общечеловеческие ценности в применении принципов обучения; 

– обеспечение активной обратной связи, действенного контроля и управления.

Кроме указанных, обязательно следует иметь в виду и другие требования к уроку: 

– организационные (четкость, рациональное использование времени, оборудования, дисциплина и тому подобное); 

– управленческие (целеустремленность, оперативность, конкретность, стиль управления); 

– санитарно-гигиенические (температура, освещенность, работоспособность, переутомление и тому подобное); 

– этические (решительность, требовательность, принципиальность, справедливость, тактичность и т. п); 

– психологические (учет индивидуально-психических особенностей учащихся, психического состояния учащихся и учителя, настроения учителя и др.) др.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....