Таким образом, педагогическая наука создает стройную систему и направлена на решение гуманной проблемы – подготовки подрастающего поколения и взрослых к полноценной жизнедеятельности путем помощи им в самореализации, самоутверждении и самоактуализации. Для решения этих проблем она сотрудничает с другими науками: философией, психологией, социологией, антропологией, физиологией человека, генетикой, этнографией, математикой и тому подобное. Укрепляя и совершенствуя эти связи, педагогика заимствует и интерпретирует соответствии с предметом своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникнуть в суть воспитания и разрабатывать его теоретические основы. 


Так, философские науки дают возможность педагогике определить суть и цели воспитания, объективно учесть действие общих закономерностей развития общества, предоставляют оперативную информацию об изменениях, которые происходят в науке и обществе, способствуют корректировке направленности воспитания. Например, сегодня формируется новая отрасль философской науки – философия образования, развитие которой обусловлено прежде всего эволюцией основных философских концепций о роли человека в мире. В соответствии с современными философскими концепциями Человек становится центром научной картины мира. Соответственно в этом контексте требует осмысления проблема «очеловечивания Человека» (И. А. Зязюн) в сфере образования, проблема ее гуманизации. 


Философия современного образования в Украине пытается ответить на такие вопросы: «С какими образовательными концепциями Украина вошла в XXI век? Как способствовать воспитанию у украинских граждан чувство радости познания мира и самих себя? Каким образом образование должно помочь человеку самоактуализироваться в жизни?» Ответы на эти вопросы способствуют определению смысла человеческого бытия, взаимоотношений Человека с миром, назначению образования и модели педагогической технологии в национальной системе образования. В этом аспекте является понятным стремление ЮНЕСКО разработать эффективную образовательную модель XXI века и тем самым преодолеть общемировой кризис в образовании. 


Прикладное значение философии образования подчеркивается в работах С. И. Гессена «Основы педагогики» (задача образования автор видит в философском осмыслении культурных ценностей и Б. С. Гершунського «Философия образования для XXI века» (по мнению автора, предмет философии образования – это самостоятельная область научных знаний и научная парадигма). 


Таким образом, в философии образования, как считают многие отечественные исследователи (Г. А. Балл, И. Д. Бех, И. А. Зязюн,. С. Лутай, С. А. Черепанова и др.), есть свой предмет исследования – «выявление и решение (уравновешивание) противоречий между наиболее широкими представлениями о мире, обществе и месте человека в нем и педагогической действительностью и ее отражением в этой специальной науке», – и она должна быть гуманистической. 


Соответственно на основе гуманистической философии образования постепенно должен происходить переход современной педагогической системы на новую – гуманистическую парадигму, в центре которой должна быть личность воспитанника во всех ее взаимосвязях и проявлениях: «Это антропологический, педоцентричний подход и его основные составляющие – идеи, модели, ценности как материальные, так и духовные, направленные на подъем индивидуальности, ее самоопределение и развитие». 


Социология дает четкое представление о роли социальной среды в формировании личности, раскрывает основные механизмы социализации человека. На основе знаний по анатомии и физиологии строение и жизнедеятельность человеческого организма как единого целого, о морфологические и функциональные закономерности и особенности возрастного развития нервной, костно-мышечной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, некоторых органов, тканей и клеток педагогика разрабатывает условия рациональной организации педагогического процесса, правильного режима обучения, воспитания, образования, содержание и методы физического, трудового воспитания и тому подобное. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности обогащает педагогику пониманием физиологических механизмов усвоения знаний, формирования умений, навыков, привычек, помогает научно обосновать условия и способы учебно-воспитательной деятельности. 


На основе знаний по генетике о зависимости наследственности ребенка от ее генотипа, довольно сложную природу генетической мутации, функционально направленное действие генов и хромосомов, высокую пластичность детского организма педагогика критически переосмысливает немало устоявшихся представлений о закономерностях человеческого развития, пытается обосновать оптимальные условия для всестороннего развития каждого ребенка, формирования его личности. 


Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией. Опираясь на знание общих закономерностей и механизмов функционирования и развития психики человека, его личностного формирования, развития, самоактуализации, разнообразных психических, психологических и социально-психологических связей и зависимостей, характерных для педагогического процесса, педагогика обосновывает гуманистические пути, приемы, способы и формы обучения и воспитания личности, которые приводят к желаемым изменениям в ее внутреннем мире и в поведении. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: дидактика, например, опирается на закономерности функционирования познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов человека; теория воспитания базируется на психологии личности и психологии группы, теория управления учебно-воспитательным заведением – в психологии управления. Интеграция наук привела к возникновению смежных отраслей, например педагогической психологии.


Для всестороннего обоснования педагогического процесса педагогика использует достижения исторической науки, географии и антропологии, медицины и экологии, экономики и археологии, кибернетики, математики и других наук, а также литературы.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....