Объектами воспитательного воздействия являются: сознание и подсознание воспитанника, его мотивационная, эмоционально-чувственная и волевая сферы, навыки и привычки воспитанного поведения в условиях повседневной и профессиональной деятельности, самосовершенствования.

Сознание – это свойственная человеку функция головного мозга, которая заключается в субъективном отражении объективных свойств предметов и явлений окружающего мира, процессов, происходящих в нем, своих действий, в предыдущем их начертании и предвидении последствий, в регулировании отношений с окружающими и социальной действительностью. А подсознательное – это разнообразные психические процессы, происходящие за порогом сознания питомца, но органически с ней связанные, влияют на нее и при соответствующих условиях сравнительно легко переходят в ее сферу. В то же время эти две сферы психики должны быть предметом воспитательного воздействия. Влияние на сознание формирует убеждения воспитанника, его мировоззрение, а подсознательное укрепляет их эффект.

Навык – это психическое образование, благодаря которому человек способен выполнять определенное действие автоматически, с надлежащей точностью и скоростью, без лишних затрат физической и нервной энергии.

Привычка – склонность человека к относительно устоявшегося образа действия. Все действия с помощью положительных чувств можно усилить, эмоционально окрасить мотивы воспитанного поведения. «Хорошая привычка – это нравственный капитал. Капитал привычки от употребления возрастает и дает человеку возможность, как капитал вещественный в экономическом мире, все плодотворнее использовать свою самую дорогую силу – силу сознания, воли и возводить моральную строение своей жизни все выше и выше, не начиная каждый раз своей постройки с основания и не тратя своего сознания и своей воли на борьбу с трудностями, которые были уже раз побеждены». 

Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. 

Чувства – одна из основных форм переживания воспитанником своего отношения к явлениям действительности. Они более устойчивы по сравнению с эмоциями, что возникают в ответ на конкретную ситуацию, то есть ситуативные.

Структура чувства состоит не только из эмоций, но и из обобщенного отношения воспитанника, связанного с пониманием, знанием. Тесная связь чувства с эмоциями проявляется прежде всего в том, что каждое чувство переживается и раскрывается через конкретные эмоции. В свою очередь, положительные эмоции и чувства выступают «трансформатором» структуры потребностей питомца и строят ее иерархию. По А. М. Леонтьевым, осознанные потребности создают соответствующий мотив. В связи с этим надо стремиться понять потребности питомца, их структуру, выявить среди них доминирующие, недостаточно удовлетворены, выяснить причины и показать оптимальные способы их удовлетворения, трансформировать в социально позитивное поведение. 

Итак, мотивы побудительной силой действий и поступков воспитанника. Совокупность однородных мотивов составляет мотивацию соответствующего поведения.

Основным смыслом и ведущей идеей всей воспитательной работы должно быть формирование и постоянное развитие у воспитанников мотивации к творческому самосовершенствованию положительных черт своей личности и нивелирование негативных. Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на наиболее полную реализацию воспитанником себя как личности, в основе которой лежит мотивация самосовершенствования. 

Существенным предметом воспитательного воздействия является воля воспитанника, с помощью которой можно значительно усилить эффект воспитательных воздействий, мобилизовать психику на совершенствование положительных и устранение отрицательных качеств, на постоянное самосовершенствование. Воля – это способность воспитанника, что проявляется в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. 

Воля имеет непосредственное влияние на перевоспитание личности воспитанника. Перевоспитание – это целенаправленная работа воспитателя с целью устранения недостатков в трудновоспитуемом или педагогически запущенном воспитаннике. Перевоспитание – это лишение (в действиях, поступках, способах жизнедеятельности) от мотивов и мотивации недостойного поведения, негативных привычек, порочных наклонностей, пороков характера и постепенная замена их на позитивные. Бесспорно, эти воспитательные усилия требуют высокого педагогического мастерства, квалифицированных целенаправленных воспитательных мероприятий. 

Трудновоспитуемыми есть такие воспитанники, которые не поддаются обычному влияния педагогов и родителей, критически относятся к воспитательных усилий и пытаются действовать на основе «собственной морали», ложных ценностей, норм и правил поведения. Эти питомцы еще не совершили правонарушений, но они потенциально, то есть морально и психологически готовы к этому.

Педагогически запущенные воспитанники – преимущественно те, за которыми не было должного ухода в семье и с которыми плохо работали в различных учебно-воспитательных системах. Они имеют существенные проблемы в обучении, но не за умственную отсталость, а вследствие различных причин, например отсутствия четкой методики учебно-познавательной деятельности, которая формировалась во время обучения в школе и других образовательных учреждениях, непослушания, высокомерия, отдельных недостатков характера. Такие воспитанники в основном находятся на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних при районных и городских Советах народных депутатов, инспекциях по делам несовершеннолетних при районных отделах и областных управлениях МВД, специальных детских приемниках. 

Вышеизложенное свидетельствует о том, что предметом воспитательного воздействия должна быть личность воспитанника со всеми ее составляющими: биологическими, психическими и социальными. На этом базируются основные направления воспитания: профессиональное или трудовое, национальное, умственное, нравственное, экологическое, эстетическое, физическое и тому подобное. 

Таким образом, ведущими и самыми широкими категориями теории воспитания является воспитание, самовоспитание, перевоспитание.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....