Педагогическое общение выполняет следующие функции: 

– взаимопознания воспитателя и воспитанника; 

– обмен мыслями, чувствами и информацией; 

– организация и осуществление разнообразных и многогранных учебно-воспитательных мероприятий; 

– самовыражения, самоопределения и самоутверждения участников этого процесса.

В. А. Кан-Калик и О. А. Леонтьев разработали специальные упражнения для формирования навыков педагогического общения. Например, В. А. Кан-Калик объединяет эти упражнения в два цикла, а именно: практическое овладение техникой и технологией педагогической коммуникации и овладения системой общения в заданной педагогической ситуации. 

Первый цикл направлен на формирование органических и последовательных действий в публичной обстановке; мышечной свободы в педагогической деятельности; ощущение мышечной свободы и эмоционального благополучия в аудитории; навыков произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности; мимики и пантомимики; педагогически целесообразных переживаний; непосредственной мобилизации творческого самочувствия перед общением; техники и логики речи, его выразительности и эмоциональности; умение выстраивать логику предстоящего общения с аудиторией. 

Второй цикл упражнений включает две подгруппы: 

а) действия в типовых ситуациях (наблюдение за деятельностью учителя в процессе выполнения общих задач занятия; развитие умения «читать» переживания с лиц учеников; выделение во время занятия конкретных педагогических явлений; инсценировка педагогических задач);

б) развитие педагогического воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации (составление аналогичных ситуаций с определенной установкой, анализ картины или кинофрагмента; составление и выполнение введенной условия для инсценированных задач).

По мнению И. А. Зязюна, «учебно-воспитательный процесс в школе – явление сложное, многогранное, динамическое. Его специфика предопределяется прежде всего расширенным общением, большой, по мнению Антуана де Сент Экзюпери, роскошью на свете. Для учителя эта роскошь – не что иное, как профессиональная необходимость. С ее помощью осуществляется взаимовлияние двух равноправных партнеров субъектов – учителя и ученика». 

Г. А. Балл определяет предпосылки продуктивного общения так: «... соблюдение его участниками принципа конкордности и толерантности. Принцип конкордности фиксирует необходимость согласия участников диалога относительно базовых знаний, норм и ценностей, которыми они руководствуются... Суть принципа толерантности... усматривается в «презумпции приемлемости» самых разнообразных проявлений человеческой активности». 

И. А. Зязюн выделяет три компонента общения: познавательный, эстетический и поведенческий: «Общение обязательно предполагает формирование у педагогов и учащихся образов друг друга и понятий о личностных свойствах каждого участника общения; оно несет в себе эстетическую характеристику – внешнюю и внутреннюю подобие участников общения, вызывает определенное к себе отношение; в общении проявляется и поведенческий компонент – слова и дела, адресованные педагогом ученикам и наоборот».

По В. А. Кан-Каликом, структура профессионально-педагогического общения включает: 

1) прогностический этап (моделирование предстоящего общения с аудиторией); 

2) коммуникативный этап (организация общения в начале учебно-воспитательного мероприятия – коммуникативная атака); 

3) управленческий этап (непосредственное общение в течение учебно-воспитательного мероприятия); 

4) заключительный этап (анализ протекания общения и его результатов и внесения соответствующих коррективов в модель будущего общения).

Понятие о дисциплине

Понятие о дисциплине

Дисциплина — это фундаментальное качество каждого человека, которое мотивирует его вести организованную жизнь. Чтобы прогрессировать в жизни и достичь совершенства и успеха, нам необходимо быть дисциплинированными в нашей работе и подходе. Детей следует приучать к дисциплине с ранн.....


Как преодолеть трудности

Как преодолеть трудности

Жизнь полна испытаний, и именно то, как мы решаем их преодолевать, в конечном итоге формирует наш характер и успех. Первым шагом в преодолении проблем является принятие позитивного мышления.

Рассмотрение препятств.....


Как появляется негативное мышление

Как появляется негативное мышление

Негативное мышление может исходить из разных источников, включая предыдущие встречи, умственные наклонности и естественные переменные. Понимание причины возникновения негативных соображений может помочь людям контролировать и побеждать их, побуждая к более воодушевляющему взгляду на жизн.....