Наравне с имитационными активными методами обучения в дидактическом процессе должны широко применяться не имитационные, потому что, во-первых, не всегда через определенные объективные и субъективные причины удается организовать занятия в игровой форме, во-вторых, традиционные методы обучения требуют оживление, внесение определенных нестандартных методических приемов. С этой целью можно применять различные приемы и способы активизации лекционных и семинарских (практических) занятий, метод деловых поездок и тому подобное. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

Лекционный метод. Современная дидактика и особенности социальной деятельности требуют разнообразия классической лекции, потому что она направлена на простое информирование, передача готовых знаний путем монологической формы общения. Лекции занимают существенное место в учебном процессе на всех уровнях образования, хотя их количество резко уменьшилось в учебных планах. В связи с этим от педагога требуется творческое отношение к ним.

Лекция,  отвечает современным дидактическим и воспитательным целям, должна формировать интерес и стремление к учения, приблизить учебный процесс к условиям профессиональной деятельности, способствовать обмену знаниями, опытом и чувствами. С этой целью используются определенные приемы и способы активизации классических лекций.

Лекция-беседа «диалог с аудиторией» – наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения учащихся в учебный процесс. Она предусматривает непосредственный контакт педагога с аудиторией, что дает возможность сосредоточить внимание учащихся на наиболее важных проблемах темы, которая изучается, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом уровня подготовленности и образования аудитории. 

Участие студентов в лекции-беседе можно обеспечить различными приемами. Распространенные в педагогической практике, например, вопрос к аудитории (замешательства). Они носят информационный характер, то есть направлены не на контроль, а на выяснение мнений и уровней осведомленности учащихся по изучаемой проблемы, актуализации знаний, необходимых для ее понимания, и определения степени готовности к восприятию материала лекции. Вопросы адресуются всей аудитории. Учащиеся отвечают с места. С целью экономии времени вопросы следует формулировать так, чтобы можно было дать однозначный ответ. С учетом содержания ответов учитель строит свои дальнейшие действия. 

Когда уровень подготовленности слушателей достаточно высок, можно ставить проблемные вопросы, которые, указывая на сущность учебной проблемы, побуждают к обдумыванию проблемной ситуации. Учащиеся, задумываясь над содержанием ситуации, проявляют интерес к теме лекции, положительно относятся к проблемам, которые подлежат изучению, пытаются самостоятельно или вместе с педагогом решить проблемную ситуацию. Таким образом, происходит всесторонний и глубокий анализ проблемы. 

Один и тот же вопрос для одного ученика может быть информационным, а для другого, наоборот, – проблемным. Это зависит от уровня подготовленности учащихся. Поэтому учитель должен умело сочетать как информационные, так и проблемные вопросы, содержание которых должно учитывать индивидуально-психические особенности каждого ученика. Согласно этого, некоторые лекции могут иметь исключительно проблемный характер. Во время их проведения процесс познания учащихся приближается к исследовательской деятельности. Такие лекции способствуют приобретению учащимися теоретических знаний, развитию абстрактного мышления, формированию мотивации учебно-познавательной  деятельности и будущей профессиональной деятельности.

Общий эффект проблемной лекции определяется, во-первых, ее содержанием, во-вторых, способом организации совместной деятельности и теми средствами общения, которые обеспечивают активное и содержательное взаимодействие педагога с аудиторией.

Безусловно, лекция становится проблемной только тогда, когда имеет определенные интеллектуальные трудности, то есть когда в ней реализуется принцип проблемности. Он должен формироваться во время отбора и дидактической обработки учебного материала, а также непосредственно на лекции. Первое направление реализуется путем разработки системы учебных проблем, то есть познавательных задач, отражающих основное содержание темы лекции, второй – компоновка лекции как диалогического общения педагога с учащимися, предметом которого является материал, который изучается. 


Проблемность лекции достигается последовательным созданием проблемной ситуации определенной трудности, которую ученики не в состоянии преодолеть с помощью своих знаний. Учебная проблема – это познавательная задача, которая имеет некоторые противоречия, и ответ на него требует дополнительного вопрос. Учебные проблемы, которые вызывают у учащихся определенные интеллектуальные затруднения, должны быть посильными по своей сложности, учитывать познавательные возможности учащихся, находиться в русле изучаемого предмета, и представлять интерес для будущей профессиональной деятельности. 

Такие лекции обычно имеют диалоговый характер. Диалог может быть как внешним (между педагогом и учениками), так и внутренним (самостоятельное мышление, принятие учеником учебной проблемы). Характер и время использования диалога педагогом должен дидактически обосновываться.

В основном внешние диалоги переходят в лекцию-дискуссию, которая предполагает активный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. Это, бесспорно, оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность педагогу управлять коллективным мнением группы.

Чтобы возник диалог, педагог должен выполнить ряд требований: 

– вступать в контакт с учениками не как «лицо», которое все знает, а как собеседник, который хочет обменяться своими мнениями по проблеме лекции, собственным видением путей ее решения; 

– не только признавать право ученика на собственный взгляд на проблему, но и быть заинтересованным в этом; 

– истинность новых знаний доказывать не силой личного или иного авторитета, а путем обоснованных рассуждений; 

– предоставлять возможность учащимся ознакомиться с разными взглядами относительно учебной проблемы, показать ее развитие и обосновывать правильный путь ее решения; 

– делать учеников активными соучастниками совместного научного поиска решения проблемы; 

– уважительно относиться к ученикам и особенно к их мнениям, создавать атмосферу сотрудничества, непринужденности; 

– стимулировать учащихся к самостоятельному поиску ответов учебной задачи во время лекции и впоследствии – самостоятельной работы.

Производным от внешнего диалога является внутренний, который развивается только при наличии у учащихся навыков и умений активного речевого общения. За то проблемные лекции должны дополняться системой семинаров, деловых игр, самостоятельной работы и прочее.

Лекция-анализ конкретной ситуации напоминает лекцию-дискуссию. Только на обсуждение преподаватель выносит не вопрос, а конкретную ситуацию. Это так называемые микроситуации, которые демонстрируются аудитории устно или в виде видеозаписи, диафильма и тому подобное, ее изложение должно быть кратким, но существенным и содержательным, чтобы его хватило для всестороннего обсуждения. Ученики эту микроситуацию анализируют всей аудиторией.

Педагог активизирует этот диалог с помощью специально направленных вопросов, подсказок, сопоставлением различных взглядов, а иногда и их столкновением. После этого он, основываясь на правильные и обоснованные ответы, рассуждения и суждения, анализирует эту ситуацию, предоставляет убедительные доказательства ложных мыслей и аргументировано подводит аудиторию к коллективному решению или выводу.

Лекция с использованием техники обратной связи производится при наличии специально оборудованных аудиторий Аля программированного обучения. Когда аудитория полностью автоматизирована, присутствие педагога не обязательно: текст лекции подается в магнитофонной записи, который сопровождается соответствующим фильмом. В конце каждого раздела лекции звучат контрольные вопросы, и на экране высвечиваются варианты ответов на них. Задача учащихся – нажать на правильный, на их взгляд, номер ответа на клавиатуре. Когда сумма баллов соответствует необходимому уровню, лекция продолжается. А когда нет, то магнитофон автоматически переключается на другую дорожку, где лекционный материал преподается уже в другой способ.

Лекция-консультация используется во время изучения темы сугубо практического характера. На такой лекции ученики после изложения основных проблем задают педагогу вопросы. На ответы может отводиться до 50% учебного времени.

В конце занятия педагог делает выводы путем краткой дискуссии и определения правильных ответов.

До проведения лекции-пресс-конференции привлекаются специальные консультанты из комплексных проблем. Учеников могут заранее ознакомить с проблемами: они готовят вопросы, которые группируются за проблемами, и для ответа на них приглашаются специалисты высокого класса. 

Когда проблема не требует предварительной подготовки консультантов, занятия проводится так: педагог определяет тему лекции и предлагает учащимся в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересные для них вопросы, после чего в течение 3-5 минут группирует вопросы по содержанию и начинает преподавать лекцию. При этом он отвечает не на каждый вопрос, а на группы однородных вопросов. 

Когда проблема сложная, каждый консультант отвечает на свою группу вопросов. Ученики имеют возможность обращаться к ним за уточнением, задавать дополнительные вопросы.

Лекция с заранее запланированными ошибками предполагает закладывание в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического и поведенческого характера. Описание таких ошибок педагог предъявляет учащимся в конце лекции. Для этого подбираются наиболее характерные ошибки, допускаемые как педагоги, так и ученики. 

Задача учеников заключается в том, чтобы обнаружить во время лекции эти ошибки, записать их и объявить в конце занятия. На анализ ошибок отводится 10-15 минут. Они анализируются сначала слушателями, а затем совместно с педагогом. Опыт свидетельствует, что учащиеся в основном находят преднамеренные ошибки (их также сверяют с заранее подготовленным описанием). 

Такие занятия носят эмоциональный характер, способствуют созданию атмосферы доверительности и сотрудничества педагога и учащихся, значительно повышают интерес последних к предмету, который изучается. 

Также эта лекция имеет большое воспитательное значение, как для педагога, так и для учеников. Например, ученики нередко фиксируют речевые и поведенческие ошибки педагога. В таком случае он должен открыто признаться в них и сделать для себя соответствующие выводы.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....