Сделаем несколько замечаний относительно базовых понятий проблемного обучения. Один из авторов этой концепции – А. М. Матюшкин – так определяет проблемную ситуацию: это особый вид умственного взаимодействия субъектов дидактического процесса, характеризующийся таким психическим состоянием ученика во время решения этих задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых знаний или способов деятельности. Итак, проблемная ситуация – это такая ситуация, во время решения которой субъекту учения не хватает знаний и он должен сам их искать.

А. М. Матюшкин приводит шесть правил создания проблемной ситуации. 

1. Перед субъектами учения следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует усвоения новых знаний и освоения новых навыков и умений. 

2. Задача должна соответствовать умственным способностям субъектов учения. 

3. Проблемное задание дается до объяснения изучаемого материала. 

4. Проблемными заданиями могут быть: 

а) усвоения учебного материала; 

б) формулировка вопроса, гипотезы; 

в) практическое задание. 

5. Одна и та же проблема может быть создана различными типами задач. 

6. Решению очень сложной проблемной ситуации субъект преподавания способствует путем указания субъекту учения причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Во время проведения занятий можно использовать следующие уровни проблемного обучения:

постановка проблемы и ее решения педагогом;

создание проблемы педагогом и ее решения совместно с учащимися;

решение учащимися проблемных задач, которые возникают в процессе учения;

ученики вместе с педагогом определяют проблему и самостоятельно ее решают.

Проблемное обучение имеет и определенные недостатки. Его не всегда можно использовать из-за сложности изучаемого материала, неподготовленности субъектов учебного процесса. Последний аспект приобретает особую значимость на современном этапе развития украинского государства. Это связано, во-первых, со спадом мотивации педагогической деятельности учителей, во-вторых, со снижением уровня мотивации учебно-познавательной деятельности молодежи, в-третьих, с кризисом в социально-экономической сфере в Украине вообще и в образовательной сфере в частности. Наверное, оправдывает себя комплексное использование традиционного и проблемного обучения, которые взаимно дополняют друг друга и компенсируют недостатки.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....