Российская дидактика, отбросив теории формального и материального обучения, все же стабилизировала систему образования на основе общего обучения грамоте. Научно обоснованный вклад в педологию сделал наш соотечественник психолог П. П. Блонский. По мнению Н. Г. Данильченко, он был известным автором, с которым вряд ли может сравниться любой современный педагог. Другой выдающийся психолог Л. С Выготский создал культурно-историческую теорию, которая во многом помогла вывести на обоснованный уровень общую дидактику и воспитательную систему образования в Советском Союзе в 30-х годах. 

Самым выдающимся украинским дидактиком-практиком 50-60-х годов XX века стал. А. Сухомлинский – основатель гуманистической, новаторской педагогики. До известных теоретиков дидактики относят русских педагогов Н. М. Скаткина, М. А. Данилова, Ю. К. Бабанского и других. 

Период 50-80-х годов XX века в дидактике является также временем профессиональных ученых-педагогов и отчасти психологов, (последние, изучая психологию учебного процесса, в то же время влияли на него). К таким специалистам относятся: А. М. Арсеньев (1906-1987), который разрабатывал теорию образования; Б. П. Есипов (1894-1970) – разработал теорию учебного процесса; Л. В. Занков (1901-1977), который внес значительный вклад в разработку обучение, и другие.

В это же время в Украине плодотворно работали: С. X. Чавдаров (1892-1962) – исследовал проблемы политехнического образования, формирование научного мировоззрения, педагогического мастерства учителя, изучал педагогическое наследие К. Д. Ушинского, Т. Шевченко, И. Франко; В. И. Помагайба (1892-1972) – исследовал проблемы дидактики, принципы, законы и методы организации учебного процесса, автор учебников для начальной школы; Г. С Костюк (1899-1982) – исследовал учебно-воспитательный процесс, влияние обучения на развитие личности ученика, проблемы педагогической психологии, развитию мышления и способностей учащихся, автор многих трудов по теории и истории психологии. Бы. Резник (1892-1952) – исследовал проблемы дидактики; А. М. Алексюк – исследует проблемы педагогики средней и высшей школы. 

Дальнейшее развитие начатых С. X. Чавдаровим, Я. Бы. Резником, В. И. Помагайбою и В. А. Онищуком дидактических исследований нашли свое развитие в деятельности научных школ ведущих дидактов Украины – академика А. Я. Савченко и профессора /. П. Пидласого. Результатом труда Савченко является учебник «Дидактика начальной школы»5, И. П. Пидласого – учебник «Педагогика» и другие работы по педагогике. 

С. В. Гончаренко и Ю. И. Рисованный определяют ряд положительных тенденций развития отечественной дидактики в XX веке. Это, в первую очередь, касается научных школ. 

Широко известна деятельность харьковской школы дидактов, начатой профессором А.  Зильберштейном. Ученые этой школы исследуют такие проблемы, как наглядность в обучении, развитие творческих способностей, организацию учебно-познавательной деятельности. Сегодня эти исследования продолжаются под руководством профессоров. И. Евдокимова и В. И. Лозовой. 

В 60-х годах профессором  А. Синицей и супругами Чорнокозових в Винницком педагогическом институте было проведено фундаментальное исследование различных аспектов формирования педагогической этики учителя. 

В 80-х годах в Украине сложилась уникальная школа исследователей проблем педагогического мастерства и профессионализма под руководством академика И. А. Зязюна. 

Научная школа Г. А. Арцишевського разработала теоретическую концепцию мировоззренческой образования школьной молодежи, на основе которой создана программа и учебник «Мир, человек, общество». 

В 60-70-х годах в России активно действовали И. Л. Лернер, М. А. Сорокин, Н. М. Поташник; в Украине – В. А. Онищук, И. Т. Федоренко. Психологи П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий – современную эффективную концепцию обучения. Во второй половине 80-х годов основными разработчиками современной гуманистической дидактики выступали учителя-новаторы И. П. Волков, Есть. М. Ильин, С. М. Лысенкова,. Ф. Шаталов и другие.

Итак, дидактика как отрасль педагогической науки имеет свою историю. Знание и осознание педагогами ведущих тенденций ее становления и развития дает возможность, во-первых, научно организовывать и осуществлять свою преподавательскую деятельность и учебно-познавательную деятельность учащихся; во-вторых, оптимально определять методологические, теоретические и методические основы современного личностно ориентированного учебного процесса.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....