В 50-х годах XX века появился новый вид обучения, который получил название проблемного. Эта концепция, по мнению ее авторов, должна компенсировать недостатки традиционного или объяснительно-иллюстративного вида обучения.

Один из авторов – У. Оконь так определяет сущность этой концепции: «Проблемное преподавание основано не на передаче готовой информации, а на получении учащимися определенных знаний и умений путем решения теоретических и практических проблем. Существенной характеристикой этого преподавания является исследовательская деятельность учащегося, появляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его ставить вопросы-проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических действий». 

Первые идеи проблемного обучения находим в методах обучения Дж. Дьюи – обучение через делание, Дж. Бруннера – обучение через исследования. В бывшем Советском Союзе эту концепцию развивали И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Н. И. Махмутов, Н. М. Скаткин.

Безусловно, эта концепция не решает всех проблем, которые возникают в учебном процессе, но она имеет существенные преимущества по сравнению с объяснительно-иллюстративным типом обучения.

Основные достоинства проблемного обучения заключаются в том, что оно развивает умственные способности учащихся как субъектов учения; вызывает у них интерес к учения и соответственно способствует выработке мотивов и мотивации учебно-познавательной деятельности; пробуждает творческие наклонности; имеет разносторонний характер; воспитывает самостоятельность, активность и креативность учащихся; способствует формированию всесторонне развитой личности, способной решать будущие профессиональные и жизненные проблемы.

Проблемное преподавание-учение состоит из таких этапов деятельности субъектов дидактического процесса:

организации проблемной ситуации;

формулировка проблемы;

индивидуального или группового решения проблемы субъектами обучения;

верификации (проверки, толкования и систематизации) полученной информации;

использование усвоенных знаний в теоретической и практической деятельности.

Основной недостаток традиционного обучения – это слабая реализация развивающей функции учебного процесса, потому что учебная деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер. Во время проблемного обучения педагог не дает готовых знаний, а организует их поиск учащимися путем наблюдения, анализа фактов, активной умственной деятельности. 

Процесс обучения, учебно-познавательная деятельность уподобляются научному поиску и характеризуются в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска и прочее.

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....