Структура учебного процесса, во-первых, указывает на то, что обучение носит двусторонний характер и обусловливает необходимость тесного взаимодействия субъекта преподавания и субъекта учения на всех этапах учебной работы, начиная с постановки ее цели и задач и заканчивая проверкой и оценкой ее результатов. «Изъятие» учеников на любом этапе обучения приводит к прекращению процесса их учебно-познавательной деятельности. Во-вторых, дает педагогам четкое представление о его основные звенья.

Например, задача педагога: 

– определять цели и задачи учебной деятельности учеников; 

– формировать содержательные, эмоционально окрашенные мотивы и мотивации учебно-познавательной деятельности; 

– определять содержание учебного материала, подлежащего обработке и усвоению учащимися; 

– планировать и организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся; 

– выбирать методы, формы и средства проведения занятий, определять и прорабатывать методику каждого учебного мероприятия; 

– предоставлять учебной деятельности учащихся положительно эмоциональной окраски; 

– проводить конкретные учебные мероприятия; 

– помогать учащимся и регулировать их учебно-познавательную деятельность; 

– контролировать учебно-познавательную деятельность учащихся; 

– оценивать ее результаты и тому подобное.

Соответственно, основными звеньями учебно-познавательной деятельности учащихся являются: 

– осознание целей и задач этой деятельности; 

– формирование, развитие и обогащение ее мотивов и мотивации; 

– осмысление темы нового материала и основных проблем, которые необходимо решить; 

– восприятие, осмысление, запоминание и обобщение учебного материала, его использование в практике и последующее повторение; 

– проявление эмоционально-волевого отношения к собственных учебно-познавательных действий; 

– самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности и внесения в нее соответствующих коррективов и изменений.

В-третьих, дает педагогу четкое представление о динамизм и перманентность учебного процесса.

Кратко проанализируем назначение и содержание отдельных структурных компонентов дидактического процесса.

• Целевой компонент обеспечивает осознание педагогами цели обучения, а также формирует положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, профессиональной деятельности вообще и конкретной специальности в частности. Цели обучения определяются государственным стандартом, рядом документов правительства Украины, а по отдельным специальностям – образовательно-квалификационной характеристикой. Затем они конкретизируются в образовательно-профессиональных программах, программах отдельных учебных дисциплин, учебниках, учебных пособиях для учителей, дидактических материалах для учащихся. 

Можно определить такие общие цели обучения в национальной системе образования:

формировать личность ученика как гражданина украинского государства;

научить учащихся как субъектов эффективно учиться, привить им оптимальную методику обучения и самообучения, формировать потребность в постоянном творческом самосовершенствовании;

вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешной профессиональной и гражданской деятельности.

Итак, цель обучения – это идеальное мысленное предвидение педагогами и учениками конечного результата учебного процесса.

 

Польза ведения личного дневника

Польза ведения личного дневника

Ведение личного дневника ... это только для молодых девушек? Стыдно ли вести дневник?  Напротив, вы будете удивлены, узнав, что ведение личного дневника имеет ряд преимуществ.

Регулярное ведение личного дневни.....


Знания риторики

Знания риторики

История помнит знаменитую дилемму Коракса (V век  до н.э.), предполагаемого основателя риторики и первого известного ритора. У Коракса был ученик, которого он научил риторике, то есть искусству убеждать кого бы то ни было, настолько хорошо, что этот ученик отказался платить ему за о.....


Управление конфликтами

Управление конфликтами

Что такое конфликт? Это разногласие между двумя или более людьми, психологическая борьба, иногда бессознательная, возникающая в результате того, что различные представления о мире (наши внутренние убеждения) противостоят друг другу в наших обменах или конфликт остается вездесущим из-за о.....