Воскресенье, 17.12.2017, 01:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогика

Меню сайта
Категории раздела
Педагогика [15]
Основы педагогического мастерства
Реклама
Статистика

Основы педагогического мастерства

Педогогика » Справочные материалы по предмету педагогика » Педагогика

Индивидуальная беседа

Своеобразие профессии учителя заключается в том, что ему постоянно приходится взаимодействовать с другими участниками педагогического процесса: учениками, их родителями, коллегами по работе, администрацией и тому подобное.

Организация такого взаимодействия требует немалых умений и усилий педагога, поскольку причинами для проведения индивидуальной беседы чаще всего становятся не приятные события и успехи воспитанников, а различные проблемные ситуации.

Индивидуальная беседа - это взаимодействие с учеником (родителями, коллегами), направлена ​​на поиск путей сотрудничества для стимулирования развития учеников. То есть, педагог в процессе беседы не должен только сообщать определенную информацию, навязывать собственное мнение, давать другим указания.

Его основная цель - оказание помощи, обеспечение совместного анализа и поиска эффективных путей решения проблемы, предоставление возможности собеседнику делать собственный выбор и нести за него ответственность.

Для того, чтобы облегчить учителю процесс общения, обеспечить взаимопонимания во время индивидуальной беседы, Л.Филоновим было разработана методика контактного взаимодействия, реализуя которую, инициатор общения может достичь эффективного взаимодействия даже вопреки начальном сопротивления собеседника.

Приведенные стадии контактного взаимодействия можно рассматривать как этапы организации индивидуальной беседы.

1. Накопление согласий. Задача этого этапа общения – нейтрализация настороженности, напряжения, тревожности партнера, преодоление барьеров общения. Для этого нужно выбирать для беседы нейтральный материал, избегать спорных тем, задавать вопросы, на которые собеседник давать только положительные ответы, "считывать" состояние собеседника ( "Вы, я вижу, встревожены »).

2. Поиск общих интересов. На этой стадии важно выявить взгляды, совпадающие, сходство позиций, одинаковые увлечения, темы для разговора, одинаково приемлемы для обеих сторон.

3. Принятие личных качеств и принципов собеседника.

 Цель этой стадии: дать возможность партнерам по общению показать себя в выгодном свете. Здесь важно, чтобы учитель продемонстрировал: независимо от реального положения дел он безоговорочно принимает те положительные качества, которые приписывает себе собеседник.

4. Выявление черт, негативных для взаимодействия. На этом этапе педагог может поделиться своим беспокойством по поводу проблемной ситуации, никого при этом, не осуждая, прибегнуть одновременно к самокритике, самораскрытию, демонстрируя пример характеристики недостатков.

5. Реализация индивидуального подхода. На этом этапе психологические основы общения уже позволяет подступаться к реализации основной цели, ради которой проводится индивидуальная беседа. Теперь инициатор общения может откровенно говорить о том, что необходимо изменить (школьнику в его поведении или родителям в отношении, обращении с ребенком и т.д.).

При этом можно использовать следующие приемы: подчеркивание совместных действий («сейчас решим»), предупредительные средства (" я скажу, но вы не обижайтесь "), критические замечания, но с минимумом назидательности.

6. Согласованное взаимодействие. Цель данного этапа: обеспечение прочного контакта, является результатом усилий обеих сторон. Для этого можно использовать следующие приемы: обращение за советом, предложение совместного решения, предсказания ожидаемого.

Итак, чтобы индивидуальная беседа была успешной, учитель должен помнить о том, что нельзя начинать разговор сразу из сообщения негативных аспектов проблемной ситуации, по поводу которой была инициирована разговор. беседу следует начинать с нейтральных тем, вопросов, интересные обоим собеседникам, акцент на положительных моментах в поведении, личных качествах школьников тому подобное.

А результатом разговора обязательно должно быть совместное решение партнеров по общению, своеобразная сделка: что каждый из собеседников будет в дальнейшем делать, какой линии поведения придерживаться для решения существующей проблемы.

Следуя несложным советам и этапов организации общения, можно надеяться, что индивидуальная беседа пройдет удачно, а проблема найдет свое решения. Но иногда бывает так, что какое-то неуместное слово, выражение или взгляд могут испортить уже отлаженную систему отношений. Для того, чтобы такие мелочи (а во взаимодействии между двумя людьми мелочей не бывает!) не разрушили беседу, следует помнить о факторах, которые усложняют общения:

- прогнозы (вызывают страх, обиду, неприязнь): "Если ты не будешь хорошо себя вести, тебя выгонят из школы "; "Если ваш сын не исправится, его поставят на учет в детской комнате милиции ";

- приказы, безапелляционные распоряжения (подчеркивание своей власти над другими): "Я даю тебе две недели, чтобы ты исправил двойку и стал послушным";

- негативная критика: "Ты недостаточно тщательно работаешь»; "Как можно быть таким неорганизованным? "; "Вы плохо воспитываете своего ребенка";

- образы, оскорбительные сравнения, прозвища: "Такой вопрос может задать только тупой человек "; "Ты просто растяпа, чего еще можно от тебя ждать?";

- апеллирование к обязанностям: "Ты должен вести себя соответствующим образом";

"Ты не имеешь права так разговаривать"; "Ты должен хорошо учиться»; "Вы не имеете права так со мной разговаривать (поучать меня, угрожать мне) "; реплики-ловушки или намеки без раскрытия важной информации:

"Воспитанный человек не должен так разговаривать со взрослым"; "Если ты себя вести хорошо, я смогу тебе помочь "(но не указывается, как именно должен вести себя собеседник)

- допрос: "Расскажи мне, чем ты занимаешься в свободное время. чего тебя обучают твои друзья? О чем вы говорите в этой компании? ";

- похвала с упреком: "Ты же умный человек, как же можно такое делать?"; "Вы же образованный человек, как можно было допустить такой ошибки? ";

- предвзятый диагноз мотивов поведения: "У тебя нет желания учиться»; "Ты бесстыдная человек, если такое делаешь";

- язвительные советы: "Если бы ты взялся за ум, было бы лучше"; "Оставь эту спортивную секцию, она мешает тебе учиться "; "Было бы лучше, если бы Вы больше уделяли внимания Вашей дочери, а не занимались только своим бизнесом ";

- убеждение логикой: "Ничего здесь плакать, такое наказание вполне разумеющееся. Если ты так сделаешь, то получишь большие неприятности "; "Как воспитывали своего ребенка - такой результат и получили ";

- отказ от обсуждения вопроса или изменение темы: "Да разве это проблема? И эта мелочь тебя так разволновало? "; "Это очень интересно. Но поговорим лучше о твоих оценках (о поведении Вашего сына) ";

- соревнования: "Да разве это проблема? Вот у меня проблема сложнее ";

- успокоение отрицанием: "Все пройдет, все когда-то заканчивается, поэтому не следует волноваться ".

Конечно, мастерство проведения индивидуальной беседы не придет к учителю в один день, и на успешность процесса общения часто будут влиять различные объективные и субъективные факторы. Но каждый раз педагог должен помнить о своей профессиональной ответственность за результат. И с кем бы мы ни общались - или с коллегой по работе, или с учеником начальной школы - нужно помнить: перед нами Личность, требует уважения и понимания.

Категория: Педагогика | Добавил: zdorove (10.11.2017) | Автор: pedagogika.ucoz.org
Просмотров: 10 | Теги: Индивидуальная беседа
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Реклама
Предупреждение
Использование каких-либо материалов сайта - Только при установки рядом с материалом активной и открытой к индексации ссылка на http://pedagogika.ucoz.org -обязательна.
Полезен - сохрани
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
uCoz