Вторник, 21.11.2017, 09:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Педагогика

Меню сайта
Категории раздела
Педагогика [15]
Основы педагогического мастерства
Реклама
Статистика

Основы педагогического мастерства

Педогогика » Справочные материалы по предмету педагогика » Педагогика

Социально-перцептивная техника учителя

Особое место в структуре педагогического мастерства занимает умение учителя управлять собственным вниманием и воображением, то есть социально-перцептивная техника.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или предметах.

По происхождению и способу осуществления в психологии выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека.

Произвольное внимание - это сосредоточение, что руководствуется и направляется сознанием.

Учитель в его деятельности нельзя полагаться только на непроизвольное внимание. Он должен обладать своим вниманием, поскольку должен следить за дисциплиной, реакцией учеников, собственной речью и поведением, рассчитывать время на уроке, все видеть, слышать и делать выводы.

Внимание дает возможность учителю воспринимать ситуацию педагогического взаимодействия, соотносить ее с поставленной целью и задачами, а также контролировать реализацию заранее разработанной программы педагогического взаимодействия.

Поэтому закономерно значение в творческой работе учителя непрерывного внимания и сосредоточенности.

Педагогический процесс содержит большое количество объектов внимания: ученики, собственное поведение, учебный материал и тому подобное. Управлять вниманием, распространять ее, при необходимости, на все объекты и одновременно сосредоточивать только на нескольких - сложная задача педагога. Кроме того, в учебно-воспитательном процессе постоянно действуют препятствия для внимания: большое количество людей в аудитории, их разговора, собственные переживания и т.п. Поэтому педагог обязан поставить перед собой требование: научиться сосредотачивать свое внимание, делать ее устойчивой, непрерывной и оперативной.

Чтобы научиться управлять собственным вниманием, учителю необходимо знать основные законы внимания: закон апперцепции, закон установки и закон четырех составляющих.

Закон апперцепции (от лат. Adiperceptio - восприятие) показывает, что уровень внимания не является величиной постоянной, человек может по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, различные предметы воспринимать как один и тот же. Почему это так, от чего зависит уровень внимания в каждый конкретный момент времени? Такой вопрос очень часто возникает и перед учителем. Закон апперцепции объясняет это так: уровень внимания зависит от конкретной направленности личности на определенный объект, а также от запаса знаний, от настроения, от физического и психического состояний, от энергетического поля, в котором человек находится в данный момент.

Следовательно, уровень внимания зависит не только от нас, но и от значительного количества внешних факторов. Зная это, можно научиться управлять своим вниманием, а также влиять на уровень внимания окружающих.

Второй закон - закон установки. Установка - это приспособление организма к наилучшему восприятию или реагирования. примером установки может быть поведение молодого учителя, который идет на первый урок в незнакомый класс, особенно если предварительно он слышал о нем настораживающие отзывы.

Учитель прислушивается к любому шуму в классе, тщательно присматривается к ученическим лицам, позам, жестам, держится напряженно, контролирует свои реакции, дистанцию ​​общения. Установка поддерживает органы ощущения (слух, зрение ...) в состоянии полной готовности к восприятию внезапных изменений.

Таким образом, установка - это готовность к поведению или действия. установка проявляется не только в тех случаях, которые требуют максимального напряжение организма; более или менее длительная и четко очерченная установка возникает при большинстве реакций организма. С годами, под влиянием опыта, воспитывается продолжительность и устойчивость установки, которая может возникать и на основе внутренних побуждений (например, при чтении, решение трудных задач), организуя необходимые процессы. Для того, чтобы закон установки действовал, требуется многократное повторение одних и тех упражнений, которые тренируют внимание. Только при этом условии умения управлять своим вниманием закрепляется и реализуется именно по себе, когда это вам нужно.

Третий закон - закон четырех составляющих; он рассматривает основные параметры внимания: устойчивость, объем, распределение, переключение.

Устойчивость внимания - это длительное содержание ее на чем-то, оказания сопротивления внимания усталости и отвлечению; это способность удерживать объект деятельности в поле зрения на определенное время. Внимание является устойчивой, если она способна преодолевать препятствия в деятельности; предусматривать их и реагировать на них. Стойка и оперативная внимание учителя способствует организации соответствующего внимания учащихся во время перемен в учебно-воспитательной деятельности.

Объем внимания - способность удерживать несколько объектов деятельности в поле зрения за относительно короткое время; это максимальное количество не объединенных в группы объектов, которые человек может одновременно принять в связи с решением какой-то одной задачи. Исследования показывают, что у взрослого человека объем внимания достигает 4-6 объектов, на большее. Например, человек может одновременно слушать, читать, говорить. Но в условиях повышенного количества объектов в нетренированного человека возможна потеря контроля, в результате чего человек чувствует растерянность, беспомощность, перестает последовательно управлять своим вниманием и действиями. Однако для производительного труда в классе необходимо развивать объем своего внимания, и этому можно научиться. Одновременное внимание к двум или нескольких объектов и одновременное выполнение действий с ними или наблюдения за ними составляют содержание такой характеристики внимания как ее распределение. Такое качество внимания необходимо учителю, например, тогда, когда он одновременно должен слушать ответ одного ученика, следить, работают над поставленной задачей остальные дети, да еще и думать, какое задать вопрос школьнику и каким должен быть следующий этап урока.

Внимание позволяет человеку не снижать эффективности своей деятельности при переходе от одних объектов в другие. Здесь срабатывает такая характеристика внимания как переключение, под которым понимают произвольное изменение человеком направленности своего внимания с одного объекта на другой. Говоря о переключение или динамику внимания, следует выделить определенные аспекты этого процесса: умение переключать внимание с одного объекта на другой в обычных условиях деятельности; умение переключать внимание с одного объекта на другой, когда возникают новые педагогические задачи, когда обстоятельства постоянно меняются.

 

В зависимости от характера действий человека внимание бывает внешней и внутренней. Первая связана с объектами вне человека, вторая - с чувством образов, создаваемых фантазией, воображением. Кроме этого, К. С. Станиславский различает внимание формальное (без интереса, фантазии) и творческое, когда с помощью воображения объект становится интересным.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражается в построении образа продуктов труда, а также обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Предоставляя большое значение развитию внимания и воображения, К. С. Станиславский выделял четыре типа людей.

1) С инициативой, воображение работает самостоятельно, без особых усилий. Такой учитель своеобразно строит уроки, умеет увлечь детей, как правило, содержание материала, который он преподает, отличается от изложения в учебнике. Такие учителя не ждут новых инструкций, они сами находятся в постоянном поиске новых методов работы. У такого учителя детям легко учиться.

2) Без инициативы, но легко схватывает то, что подсказывают, и самостоятельно развивает. Такому учителю важно от чего оттолкнуться, на что-то опереться. Подсказкой может быть конспект урока, материал учебника, новая инструкция, методическая разработка, опыт работы других учителей и т.п. детям с таким педагогом также легко, а сам педагог, целенаправленно работая, может приблизиться к учителям первого типа.

3) Схватывает подсказку, но не развивает ее, не имеет к этому способностей.

Учитель этого типа работает неровно, уроки то прибегают, то нет. Такие учителя, обычно, стараются хорошо, точно передать материал учебника, но не больше. Они хорошие исполнители инструкций, разработанной методики, но в их работе нет новизны.

4) Сам не создает и не схватывает того, что дают. Такому учителю помогает ни хороший учебник, ни методические разработки. У него все формально, неумело, профессионально неграмотно.

Очевидно, что эффективность деятельности учителя тесно связана с особенностями его воображения. Функционирование педагогической воображения на этапе подготовки к будущей деятельности помогает прогнозировать, представить ее основные черты, восприятия материала классом, ожидаемое общения с учениками, вызывает творческое самочувствие. В ходе учебно-воспитательной деятельности с помощью воображения педагог осуществляет интуитивный поиск, ориентируется в мотивах учащейся реакции и поведения. После завершения работы именно воображение учителя прогнозирует и представляет возможные результаты и эффект деятельности.

Конкретизируя основные функции воображения, Л.И. Рувинський называет следующие:

1) анализ (воображение участвует в оценке педагогической ситуации и помогает понять ее причины);

2) поиск (способствует поиску оптимального решения педагогической задачи)

3) прогноз (помогает предвидеть возможные результаты воздействия, чувства и намерения ученика).

В общем воображение нужна для создания чего-то нового, но учителю она чаще нужна для обновления уже созданного. Например, тогда, когда материал урока необходимо сделать интересным для себя и для учеников, найти, увидеть в нем что-то новое, привлекательное, ранее не замеченное. это поможет педагогу настроиться на урок, создать себе нужное настроение, самочувствия.

Воображение тесно связано с появлением вдохновения, с творчеством. Но учитель, как и актер (в отличие от художников, музыкантов, поэтов), не может ждать, когда к него придет вдохновение. Он должен владеть им и уметь вызвать тогда, когда это нужно. Помогают педагогу в этом воля, разум и чувства. В каждого учителя эти качества развиты в большей или меньшей степени. В зависимости от того, какая из них преобладает, выделяют три типа учителей.

Если у учителя преобладают чувства (I тип), то его урок наполненный эмоциями, которые порой не подкрепляются фактами, логикой изложения.

Конечно, чувство увлекают детей, но вынесут они уверено знания такого урока, неизвестно.

Преобладание воли (II тип) в творческой работе учителя приводит к тому, что на уроке царит авторитаризм, честолюбие учителя ( "Я так хочу", "Вы должны").

Особенность учителя III-го типа - это преобладание его разума над волей и чувствами. Такой педагог может быть неинтересен детям, его не всегда понимают. Кроме того, без участия воли у него появляется позиция: "Я даю материал, и это главное. Поймете вы или нет - ваша проблема. Захотите, будете знать ".

Конечно, в идеале учитель должен гармонично сочетать в себе различные качества, совершенствовать существующие, развивать те, которых не хватает. ведь педагогическая профессия предполагает постоянное работу человека над собой, сознательное и последовательное самосовершенствования на пути к педагогическому мастерству.

Категория: Педагогика | Добавил: zdorove (09.11.2017) | Автор: pedagogika.ucoz.org
Просмотров: 4 | Теги: Социально-перцептивная техника учит
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Реклама
Предупреждение
Использование каких-либо материалов сайта - Только при установки рядом с материалом активной и открытой к индексации ссылка на http://pedagogika.ucoz.org -обязательна.
Полезен - сохрани
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017
uCoz